Раз, когда все монахи обители косили траву, в мирном храмовом палисаду невесть откуда появился крошечный котенок. Удивленные монахи до второго пришествия гонялись за пушистым зверьком и в конце концов поймали его. Разгорелся препирательство между послушниками Восточной и Западной келий – и те и другие хотели войти котенка себе. Увидев это, святой Нансэн схватил зверька и, пригородив ему к горлу серп, сказал: «Если кто-нибудь сумеет разъяснить резон этого жеста, котенок останется жить. Не сумеете – умрет». Старцы молчали, и тогда Нансзн отсек котенку голову и отшвырнул тело. Вечером в обитель вернулся Дзесю, старший из учеников мудреца. Дед рассказал ему. Дзесю тут же скинул одну сандалию, возложил ее на голову и иссяк вон. Тогда Нансэн горестно воскликнул: «Ах, почему тебя не было тут днем! Котенок остался бы жив». Это решение коана от буддистов одной интернаты. Оно значит что-то вроде, зарезал котенка, лишив себя ключа суетных чувств. Который положил на голову тапок, доказал что он и так безмерно самоотрешен, чем мог бы спасти котенка». Но есть и другая школа буддизма (вообще говоря их много. В ней правильным решением было бы такое:. Однажды, когда все молчальники обители косили траву, в мирном храмовом саду невесть отнюдуже появился крошечный котенок. Удивленные монахи долго гонялись за волосатым зверьком и в конце концов поймали его. Разгорелся спор между прислужниками Восточной и Западной келий – и те и другие хотели взять котенка себя. Увидев это, Нансэн схватил зверька и, приставив ему к горлу серп, произнёс: «Если кто-нибудь сумеет разъяснить смысл этого жеста, котенок останется существовать. Не сумеете – умрет». Ближайший из монахов поддал старому живодёру палочкой и отобрал котенка. Остальные монахи справедливо и уважительно отнеслись к новоиспеченному месту жительства пушистой штуки.